А что они нарушили - большой секрет
26 октября 2007 года

Вообще-то заседание по делу энергетиков началось не в 15 часов, как было запланировано, а на 45 минут позже. Казалось, что оно может и вовсе не состояться. Но тут появился запыхавшийся председатель комиссии (заместитель руководителя татарстанского Управления федеральной антимонопольной службы), и вскоре фигурантов дела пригласили в зал заседания.

Вначале ничто не предвещало, что заседание будет закрытым, тем более что о своем присутствии на рассмотрении дела корреспондент "ВК" уведомила пресс-службу УФАС заранее. И отказа не получила. Но как только председатель комиссии Олег Булгаков начал уточнять, кто из присутствующих какое предприятие представляет, вошел молодой специалист УФАС и, взглянув на корреспондента "ВК", поинтересовался: "А вы у нас откуда будете?". Узнав, что из "Вечерней Казани", представитель ОАО "Сетевая компания" заявил, что он категорически против присутствия журналиста. "А кто еще против?" - спросила я. Председатель комиссии Олег Булгаков развел руками, считая мой вопрос неуместным, и сказал: "Достаточно одного против! Есть соответствующее положение". "А я тоже против!" - заявила юрист Татэнерго.

Выяснить, что это за положение такое, что позволяет запретить журналистам присутствовать на заседаниях, где рассматриваются социально значимые дела (ведь речь идет о нарушении антимонопольного законодательства предприятиями, услугами которых пользуется все население), не удалось. Специалист УФАС попросил меня покинуть зал заседания, хотя у комиссии даже не возникло вопроса к фигурантам дела, какие сведения они относят к закрытой информации.

В регламенте Федеральной антимонопольной службы (утвержденном приказом ФАС от 9 апреля 2007 года) говорится, что информация о ее деятельности и принимаемых решениях является открытой, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с Кодексом РФ "Об административных правонарушениях" дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. А по закону РФ "О средствах массовой информации" (статья 47) журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом информацию.

Татарстанские энергетики и РЭК попали под прицел антимонопольщиков еще в прошлом месяце, однако до сих пор неизвестно, связано ли это закрытое дело с повышением тарифов. В информации на сайте татарстанского УФАС лишь сообщается, что дело возбуждено по признакам нарушения энергетиками и РЭК закона "О защите конкуренции" в части заключения соглашений либо осуществления согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов). Вот и пойми, что это за нарушение. Кстати, рассмотрение дела в отношении "Сетевой компании" в минувший понедельник было приостановлено в связи с непредставлением этой компанией некоторых документов. Может, у компании и в самом деле есть что держать в секрете от потребителей.

Валентина ПАХОМОВА, "Вечерняя Казань"